Брезг - ветростойкость?
Почитал описание палатки Брезг, впал в экстаз (кило-двести при таких размерах!)
Вопрос про ветростойкость.
1) Я не понимаю как ее измерить, но любимый мой летний Marmot EarlyLight (2.2 кило при тех же размерах, правда два входа) у меня пару раз складывало. Один раз - "в горном походе" в Хибинах, второй раз - в водном (который "рекомендован" для Брезга) - но на Алтае. Оба раза - с повреждением колена каркаса, ремнабор спасает (ну и пришлось завести запасной набор трубок, одно колено теперь всегда вожу с собой).
Ветер в обоих случаях был, но не очень сильный, человека с ног не валил, до этого еще очень далеко было.
И складывало - потому что трубки тонкие, тент просто выворачивает внутрь палатки, даже трубки не всегда ломаются.
2) Может быть можно все то же самое как в Брезге, но взять трубки чуть потолще, хаб покрепче и в тенте сделать несколько креплений к трубкам (просто липучка уже неплохо работает)? Веса добавит не очень много, а ветростойкость должна вырасти.
Т.е. палатка "для Хибин летом" и вообще для среднегорья "ниже снега", весом в 1.5-1.6 кило, так что "вдвоем можно, а одному - вовсе зашибись" - это же многолетняя мечта, которой я не могу эти самые много лет достичь. Ветер - бывает, но обычно можно найти какой-то камень или куст за которым заховать палатку.
Да, я знаю, есть Аз Одрина, но
а) цена кусается
б) с тамбуром это 2.15 кило. Да, как вышепомянутый Мармот, но уже не ультралайт а 4-сезонка, но для вышеуказанных условий это все-таки оверкилл. Хочется дешевле и легче (и можно без хлеба)
Вопрос про ветростойкость.
1) Я не понимаю как ее измерить, но любимый мой летний Marmot EarlyLight (2.2 кило при тех же размерах, правда два входа) у меня пару раз складывало. Один раз - "в горном походе" в Хибинах, второй раз - в водном (который "рекомендован" для Брезга) - но на Алтае. Оба раза - с повреждением колена каркаса, ремнабор спасает (ну и пришлось завести запасной набор трубок, одно колено теперь всегда вожу с собой).
Ветер в обоих случаях был, но не очень сильный, человека с ног не валил, до этого еще очень далеко было.
И складывало - потому что трубки тонкие, тент просто выворачивает внутрь палатки, даже трубки не всегда ломаются.
2) Может быть можно все то же самое как в Брезге, но взять трубки чуть потолще, хаб покрепче и в тенте сделать несколько креплений к трубкам (просто липучка уже неплохо работает)? Веса добавит не очень много, а ветростойкость должна вырасти.
Т.е. палатка "для Хибин летом" и вообще для среднегорья "ниже снега", весом в 1.5-1.6 кило, так что "вдвоем можно, а одному - вовсе зашибись" - это же многолетняя мечта, которой я не могу эти самые много лет достичь. Ветер - бывает, но обычно можно найти какой-то камень или куст за которым заховать палатку.
Да, я знаю, есть Аз Одрина, но
а) цена кусается
б) с тамбуром это 2.15 кило. Да, как вышепомянутый Мармот, но уже не ультралайт а 4-сезонка, но для вышеуказанных условий это все-таки оверкилл. Хочется дешевле и легче (и можно без хлеба)
Брезг действительно получился не очень тяжелым.
Отмечу, что 1200 - это минимальный вес, включающий в себя только тент, каркас и собственно палатку.
Полный вес порядка 1400 грамм, что впрочем тоже неплохо.
По назначению Брезг и впрямь либо просторная модель для соло путешественника или небольшая но легкая палатка для двоих.
По ветроустойчивости:
Сравнивать и оценивать действительно тяжело.
Палатки данной дуговой схемы в принципе уязвимы к сильному ветру, особенно боковому, с другой стороны относительно небольшие габариты и отсутствие потенциально уязвимых частей вроде "коромысла" значимо добавляют ветроустойчивости.
По позиционированию модели с Y образной схемой обычно относятся к категории легких или сверхлегких и не предназначаются для сильных ветров.
Пожалуй единственный производитель позиционирующий модель подобной схемы как "экстремальную" - это Vaude с палаткой Hogan Ultralight Argon.
При создании модели Брезг задача была получить легкую небольшую палатку пригодную при этом для обычного туризма. Так сказать классический 3 сезона.
Отсюда и выбор материалов и конструкции - хорошо зарекомендовавшая себя для не экстремальных условий Y схема, легкие но не сверхлегкие палаточные ткани и достаточно толстый и прочный (по сравнению с рядом иных моделей сходного веса) каркас.
Палатки подобных конструкций регулярно используются в горах как минимум ниже уровня снега, но позиционировать их как предназначенные для сильного ветра я бы не стал.
В прямом сравнении с упомянутой моделью Мармота я бы сказал, что в нерастянутом состоянии Мармот должен стоять лучше.
В растянутом - должен лучше держать ветер Брезг (ибо меньше парусность и достаточно много оттяжек).
Я бы не испугался идти в Хибины или подобный горный район в подобной модели, но держал бы в уме необходимость подбора защищенного места ночевки в случае существенной непогоды.
Рекомендую посмотреть на модель, когда она доберется до магазинов и составить свое мнение на этот счет.
По второму вопросу:
Если взять Брезг и просто увеличить ему толщину каркаса это не сделает модель экстремальной. Помимо этого надо будет применить более тяжелые ткани и на тенте и на внутренней палатке.
После этой процедуры остаются ограничения накладываемые собственно дуговой схемой преодолеть которые практически невозможно.
Палатку с высокой ветроустойчивостью я бы делал на основе другой конструкции.
Проблема почти полного отсутствия легких ( до 2 кг) высоковетроустойчивых туристических двушек на рынке несомненно существует - однако видимо такой класс палаток в целом просто не слишком востребован в в мире.
Азъ Одрина а также подобные по назначению модели - это прежде всего палатки для экстремальных ночевок в горах в ходе нескольких ночей в том числе и в неблагоприятных погодных условиях.
Для повседневного использования в походах большинству они менее удобны из за минимализма деталей (отсутствия тамбура к примеру) и ограничений накладываемых однослойностью - даже прекрасная поровая мембрана однослойной палатки будет более уязвима к образованию конденсата чем простая тонкая ткань двухслойки.
Экстремальные штурмовые палатки вообще можно условно поделить на 4 класса по типу выбранного материала:
а) использующие поровые мембраны с высокой влагостойкостью
У этих моделей недостатками являются вес и цена - как правило и сами мембраны дороги и приходится использовать для защиты мембран 3L ламинаты.
В плюсах полная погодоустойчивость и высокие дышащие свойства.
б) использующих ткани с мощной гидрофобной обработкой и/или инкапсуляцией волокон: epic и некоторые другие современные материалы - современная серия однослойных моделей от BD к примеру.
в) использующих ткани с тонким поровым мембранным покрытием (я бы сказал в Pertex Endurance стиле).
У б) и в) в плюсах меньший вес и меньшая стоимость (по крайней мере материалы значимо дешевле) в минусах - отсутствие надежной защиты от сильного дождя.
По дышащим свойствам в среднем немного уступают а) категории (там надо расписывать подробно).
г) использующих беспоровые полиуретановые ламинаты.
По весу и цене эта категория попадает где то в середину, отличается высокой влагостойкостью но весьма низкими дышащими свойствами.
Дело как минимум в том, что градиент влажности "на палатке" значимо меньше чем "на штормовке", а температура изнутри также обычно ниже чем внутри штормовки, что значимо влияет на эффективность работы беспоровых мембран.
Оказывается, там у Vaude целая серия "до 2 кило" и позиционируются как горные. Вот Taurus XP очень приглянулся...
У Брезга немного прочнее каркас - почти тот же диаметр 8,89 против 9,0 но значимо выше предел прочности и предел текучести сплава и, по идее, более равномерно распределяется нагрузка по втулкам.
У Хогана должна быть значимо прочнее ткань тента (примерный паритет класса материала, и 40d против 20d) и скорее всего несколько прочнее ткань внутренней палатки.
По оттяжкам - у Брезга с точки зрения высокой ветроустойчивости правильнее выглядят "передние" оттяжки (у Хогана они пожалуй низковато), у Хогана - задние (у Брезга они несколько компромисны, ибо работают на растяжение боковин и стабилизацию палатки одновременно).
Ну и главное - Hogan Ultralaght Argon заметно меньше, что значимо увеличивает ветроустойчивость.
По совокупности параметров полагаю, что Hogan Ultraligth Argon более ветроустойчив чем Сивера Брезг.
Брезг, в свою очередь, намного обитаемее и заметно легче.
Модели Vaude как раз могут служить иллюстрациями
к проблемам о которых я говорил в предшествующем комментарии.
Конструкция целой серии подобных моделей в целом, хоть и самонесущая, но при выходе из строя даже одной оттяжки принципиально теряет ветроустойчивость.
В этом смысле симметричные и более округлые модели и особенно многодужные геодезические конструкции намного устойчивее.
В этом отношении "американское" стремление перестраховаться с позиционированием модели мне более близко.
Taurus (SUL) XP, если речь шла о именно этой версии, очень логичная модель - несущий тент с мощным внешним каркасом позволил облегчить внутреннюю ткань почти до предела, при сохранении приличной ветроустойчивости.
И конечно палатку несколько удобнее ставить под дождем...
Из минусов которые появились при этом - прибавка веса от перехода на внешний каркас почти съела преимущества от облегчения внутренней палатки и у данной модели субъективно тонковат тент (если мы говорим о "горной модели").
Тут отмечу, что в интернете описание материалов данной палатки противоречит друг другу - по одним данным 40d тент и 30d внутренняя палатка, по другим 20 d тент и 15d внутренняя палатка. Я в своем суждении исходил из более тонких материалов, основываясь на описании моделей SUL серии Vaude в дотошно подходящем к описанию деталей магазине Globetrotter.
Еще рекомендую посмотреть на серию Voyadger от Terra Nova - по конструкции каркаса с точки зрения обеспечения высокой ветроустойчивости она мне нравится больше чем варианты Vaude, по материалам же есть разные варианты.
Но Вояджер в рамках концепта "небольшая не альпинисткая двушка для сильного ветра в горных условиях" тоже далеко не идеален...
Terra Nova - в российских условиях не вариант, покупать палатку не не посмотрев на нее вживую никак не могу. Vaude и Sivera - можно хоть посмотреть.
Эх, кто бы из магазинов завел бы у себя аэросани или вертолет для тестирования ветростойкости...
Хотя как раз Вояджеры действительно вроде отсутствуют в наличии.
Я осознанно не стал упоминать производителей с подобными моделями (компромисы между ветроустойчивостью и весом и ультралайты) которые практическин е представлены на российском рынке - хотя бы таких как HellSport с Hilliberg'ом.
В качестве аеросаней по идее может подойти обычный большой прицеп :)
Интересно же не только, как оно на ветру стоит, но и как на ветру ставить. Причем, как на нормальной земле, куда колышки нормально входят, так и на камнях.
Терранову - поискал яндекс-маркетом, ничего в наличии не нашел. Но я в Москве.
либо войти на сайт под своим именем!