«Шурга»: впечатления, размышления, предложения
В продолжение темы «Шебур: универсальный солдат» мною в качестве утепляющего слоя была куплена куртка «Шурга». Вот о ней и поговорим.
Алгоритм собственно выбора был достаточно прост. С пуховыми изделиями я не рискнул связываться – всё-таки и влажность в Питере зимой высока, и следить за пухом нужно гораздо тщательнее. Не готов, если в общем. В результате выбор свёлся к четырём моделям: «Слана», «Азъ Слана», «Шурга» и «Опока».
Первые три удалось примерить вживую в «Трамонтане». Все куртки в комплекте с «Шебуром» сочетались очень хорошо, но наличие капюшона и двойного замка в центральной молнии – настолько очевидные преимущества, что победитель определился сам собою. «Опока» же была интересна мне как более тёплый вариант, но отзывы и продавцов, и на форуме показали неоднозначное отношение к модели, так что этот вариант отпал почти сразу.
Итак, «Шурга». Как всегда, уже почти традиционный осмотр. Всё замечательно: ровные, прямые (или где надо кривые) швы, тщательная подгонка деталей, аккуратно оформленные кромки… ЧТО ЭТО?!?!
9 (ДЕВЯТЬ!!!) мест с торчащими в концах швов нитками! Да, это неответственные места. Да, в основном это места крепления навесных элементов. Да, это легко лечится обычной зажигалкой. Но!
Но, во-первых, это таки небезопасно – очень тонкие ткани, очень легко их повредить. А во-вторых, господа, ну чтооо это такое? – вы же СИВЕРА! Для вашего уровня торчащие нитки – это как для Роллс-Ройса тикающие часы в салоне, так что извольте принять пинок-с, да-с! То, что позволено быку, не позволено Юпитеру! :)
Это всё, конечно, шутка. В конце концов, зачем карась в озере? Да чтобы щука не дремала! :)
Алгоритм собственно выбора был достаточно прост. С пуховыми изделиями я не рискнул связываться – всё-таки и влажность в Питере зимой высока, и следить за пухом нужно гораздо тщательнее. Не готов, если в общем. В результате выбор свёлся к четырём моделям: «Слана», «Азъ Слана», «Шурга» и «Опока».
Первые три удалось примерить вживую в «Трамонтане». Все куртки в комплекте с «Шебуром» сочетались очень хорошо, но наличие капюшона и двойного замка в центральной молнии – настолько очевидные преимущества, что победитель определился сам собою. «Опока» же была интересна мне как более тёплый вариант, но отзывы и продавцов, и на форуме показали неоднозначное отношение к модели, так что этот вариант отпал почти сразу.
Итак, «Шурга». Как всегда, уже почти традиционный осмотр. Всё замечательно: ровные, прямые (или где надо кривые) швы, тщательная подгонка деталей, аккуратно оформленные кромки… ЧТО ЭТО?!?!
9 (ДЕВЯТЬ!!!) мест с торчащими в концах швов нитками! Да, это неответственные места. Да, в основном это места крепления навесных элементов. Да, это легко лечится обычной зажигалкой. Но!
Но, во-первых, это таки небезопасно – очень тонкие ткани, очень легко их повредить. А во-вторых, господа, ну чтооо это такое? – вы же СИВЕРА! Для вашего уровня торчащие нитки – это как для Роллс-Ройса тикающие часы в салоне, так что извольте принять пинок-с, да-с! То, что позволено быку, не позволено Юпитеру! :)
Это всё, конечно, шутка. В конце концов, зачем карась в озере? Да чтобы щука не дремала! :)
К счастью, дальнейшая эксплуатация и успокоила, и позволила разобраться с этим забавным явлением. Во-первых, первый выход состоялся при температуре около -5 градусов. Не знаю для кого как, а в Питере для меня до минус десяти – самая гибель. Промозгло, противно, не согреться никак, проще пристрелить, чтоб не мучился. Не знаю, в чём тут дело, то ли влажность аномальная, то ли карма – в конце концов, я корабел, а не синоптик. Я вообще порядочный мерзлявец. Усталость, недосып, голод – и всё, приехали. Но мало того, я ещё и потливец изрядный, и могу вспотеть по тем же самым, как ни парадоксально, причинам. Во-вторых, нужно сразу уточнить, что комплект откровенно не полон – низ у меня, прямо скажем, «не оформлен», и термобельё отсутствует. Всё это, безусловно, вносит свою долю в ощущение дискомфорта.
И в-третьих, внутренняя ткань, «Top Found 20d, 40 g/m». Очень лёгкая, очень тонкая, очень скользкая, очень «синтетическая» на ощупь. Психологически она воспринимается как «холодная», особенно при использовании лёгкой одежды под курткой (как и было в первом выходе, но об этом чуть далее), особенно с учётом общей лёгкости изделия. Ну не может столь невесомое и тонкое изделие быть тёплым, не-мо-жет! – примерно так. Вот будь внутренняя ткань по фактуре близка к флису, трикотажу, хлопку, это повысило бы, скажем так, «уровень доверия», соответственно отразившись на комфортности. И ещё – все три слоя куртки не скреплены друг с другом, в результате при надевании подкладка рукава довольно бодро вылезает наружу. Немного, но всё же. Не то чтобы это сильно напрягает или раздражает. Скорее беспокоит – всё-таки ткань очень тоненькая, как бы не повредить сдуру-то. Может, стоило бы ввести на рукаве один-два поперечных шва, чтобы устранить эту мелочь? На теплоте рукавов это сказалось бы совсем не сильно.
Ну вот, стоило разобраться со всем этим, и ситуация кардинально поменялась. «Все болезни от нервов!» (с) :) Я как-то ради смеха при минус шести (тех самых!) надел вместо «Шурги» флиску – таки да, в «Шурге»-то гораааздо теплее! Вообще, комплект любит движение. Стоять в нём (на остановке, скажем) откровенно зябко, а при выходе на улицу требуется пять-десять минут активной деятельности, чтобы войти в комфортный режим. Оно, в общем-то, и понятно: «лёгкая утеплённая куртка для альпинизма, горного и лыжного туризма и в условиях повышенной влажности в относительно мягких погодных условиях. Может применяться одинаково эффективно в качестве верхней ходовой или страховочной куртки с хорошими ветрозащитными свойствами» - этим всё сказано. А вот «в качестве среднего утепляющего слоя» - явно во вторую очередь. Нормальный такой, откровенно «ходовой» комплект. К счастью, процентов на 95 это именно мой режим, так что с уличным режимом всё в порядке.
В-третьих. Редко какая Outdoor экспедиция продолжается 4-5 месяцев. Для города же использование одного комплекта одежды в течение этого срока – норма. Соответственно куртка даже в щадящем городском режиме довольно быстро занашивается. Скажем, прошёл месяц, и нижняя резинка с манжетами у «Шурги» начинают откровенно засаливаться – пора стирать. А это два дня при правильном подходе к стирке – день собственно стирка и стекание воды, день на сушку. Что ж теперь, два дня дома сиднем сидеть? Решать проблему подбором материалов – подозреваю, технически невозможно. Иметь сменные одинаковые комплекты – наверное, правильно… но накладно. В общем, нет в жизни щщасья…
И в-четвёртых. Термобельё. Использование его в городе также представляет определённые трудности. Об этом уже говорилось в других темах – в помещении вкупе с рубашками-галстуками и проч. дребеденью получается слишком жарко, на улице те же рубашки вносят дисбаланс в тепло- и парообмен всего комплекта… Некоторые предлагают забить и носить одно термобельё, благо сегодня оно вполне себе симпатичное. Ну не знаю, не знаю – в присутственных местах могут и не понять…
По всем этим четырём причинам я до сих пор термобельё в комплекте «Шебур»-«Шурга» не использую. Но на улице-то его откровенно не хватает! – опять же проблема…
Во-первых, он несъёмный. Вместе с «Шебуром» получается несколько аляповатый вид, но это я выяснил ещё на примерке, и шёл на этот «минус» вполне осознанно. Гораздо хуже другое. В помещении (опять это «помещение»!) капюшон образует мощную преграду для выхода тепла и пара из области шеи и плеч. Результат – см. выше.
Тогда, может, ну его, этот капюшон, и вполне достаточно шапки? А вот и нет! Капюшон защищает не только голову, но и главное – шею, горло. В условиях Питера это архиактуально. Так что капюшону – быть!
Во-вторых (и это уже из области комического) – каакооой же он шуршууунчик!!! :))) Описанная выше подвижность слоёв даёт в движении замечательный звуковой эффект. Капюшон «Шебура» при этом играет роль резонатора. Результат… феноменален! Никакого плеера не надо! :)
Смех смехом, но я бы предложил использовать в районе ушей вставки из полартека со слуховыми отверстиями – наподобие того, как это сделано в моделях «Яломок» и «Вьялица». Причём верхний слой оставил бы как есть.
Ну, пожалуй, и последнее – паты на липучке. Нет, с ними всё в порядке, для куртки альпиниста это, наверное, то что нужно. Но вот в сочетании с таковыми «Шебура» получается пресловутое наложение слоёв. В общем-то, это даже не проблема, но манжеты наподобие «Карагана» были бы здесь, безусловно, уместнее.
А, вот ещё! Внутренний карман имеет затяжку на резинке с пластиковым замком. Так вот, когда сверху «Шебур», да в его внутренний карман что-либо положено, да ремень сумки ещё сверху – тогда этот замочек начинает довольно настырно впиваться в рёбра. Вот всё думаю – может, оторвать его? Да как-то пока жаба душит – уж больно тщательное исполнение, загляденье просто!
А «Шургу» оставим, а как же. Альпинистам… :)
Материалы. Главное требование для тканей верха и изнанки – максимальное паропропускание и достаточная прочность, в основном на истирание. Влаго- и ветрозащита приветствуется, но не в ущерб дышимости. Фактура изнаночной ткани – флис, трикотаж. Утеплитель – прималофт. Причём я бы предложил изготавливать одну и ту же модель в трёх вариантах утепления. Скажем, Primaloft® Sport 1x100g/m2 (1), Primaloft® Sport 1x170g/m2 (2) и Primaloft® One 2x133g/m2 (3). Конечно, если это возможно в рамках одной выкройки. Можно было бы изготавливать в качестве базовой самую лёгкую модель, а для «любителей погорячее» - по заказам через интернет.
Конструкция. Съёмный утеплённый капюшон со «слуховыми» вставками из полартека. Центральная двухзамковая молния. Боковая вентиляция, молния однозамковая. Эластичные манжеты (трикотаж, Power Stretch). Карманы – по остаточному принципу. Двух боковых – более чем достаточно. Если использовать внутренний плоский карман – оформление его горловины простой резинкой, как на «Шебуре».
Ну вот и всё, собственно, никакой сверхэкзотики. Понятно, что такая куртка будет заметно дороже, но ведь функционал у Сиверы всегда идёт впереди цены, не так ли?
Действительно "город" порой выдвигает довольно жесткие требования к одежде.
Особенно четко это проявляется на стыке улица/общественный транспорт и в режиме ожидания на остановках.
Шурга действительно таки планировалась как верхняя куртка - отсюда и такие особенности как объемный капюшон, внутренний карман с фиксатором с которым можно "работать" в перчатке и т.д.
По поводу городской модели с небольшим капюшоном, двухзамковой молнией и теплоизоляцией примерно Сланы - обещаем подумать, но, учитывая Слану, Азъ Слану, Алконоста и Шургу с Опокой, шансов честно говоря маловато - уж очень много уже моделей.
И, кстати, боковая вентиляция актуальна и для поларовых курток, возможно даже больше, чем для прималофтовых-пуховых. Теоретически, ввести вентиляцию в модель, не меняя её саму, было бы не очень сложно?..
А за описание спасибо, грамотно
У меня вопрос - если вместо курточки из полартека купить например Бехтерец
(или что-то подобное), ну и легонький сотый полартек -
какой будет эффект? улучшится "температура предела комфорта")) с -23 где-нибудь до -30? Очень соблазнительно - весить будет меньше чем теплые куртки, стоить в сумме столько же, при этом многофункционально и удобно
1. летом в горах как бивачно-страховочная - накидывается поверх штормовки при на страховке либо поверх полара вечером.
2. зимой в горах - как верхняя ходовая куртка
Полагаю что замена обычного полара на Бехтерец и 100 полара действительно позволит отыграть градусов 5-7 в теплоизоляции комплекта.
Подводные камни - пух таки не лучший вариант для активного движения и все вещи должны быть подогнаны по размеру, дабы не сминать утеплитель.
Мне лично еще больше нравится идея комбинирования Бехтерца с Гамаюном и Алконостом :)
Гамаюн выступает как легкая альтернатива полноценному полару, Алконост как легкая страховочная куртка, Бехтерец как вечернее дополнительное утепление.
жарко-пихнул в рюкзачок жилетку,холодно-достал из рюкзачка.Мембрана прикольна конечно, но дышит всяко хуже..чем просто ткань.От полара отхожу потихоньку-реальный пылесос.
либо войти на сайт под своим именем!